МОУ средняя общеобразовательная школа №5                           

Неживая и живая природа. Явления природы

 

Тема: «Неживая и живая природа. Явления природы».

Презентация

Цели урока: Дать учащимся первоначальное понятие о природе в целом, жи­вой и неживой природе; познакомить с понятием «явления природы», «сезон­ные явления».

Оборудование:

!. Рисунки, образцы живой и неживой природы;

2.  Картины «Осень», «Весна», «Зима*, «Лето»;

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительная беседа

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг... (природа)

Учитель начинает урок с беседы о том, что видели, наблюдали учащиеся летом в природе:

- Какая бывает погода летом?

- Какие вы наблюдали дожди? Если вы видели грозу, расскажите о ней.

- Какая летом бывает вода в водоемах - теплая или холодная?

- Что интересного вы заметили в жизни растений?

- Видели ли вы насекомых, рыб, птиц и других животных? Если вы наблю­дали за ними, то расскажите, что интересного заметили в их жизни.

Учитель обобщает ответы детей и делает вывод, что летом чаще всего бывает теплая погода и даже жаркая, летние дожди непродолжительные, иногда бывают грозы. Вода в водоемах теплая, можно купаться. Все растения зеленые, многие из них цветут. Летом созревают плоды и ягоды. Всюду много насекомых и птиц и т. л

III. Знакомство с живой и неживой природой

-  На уроках природоведения мы изучаем природу. А что же такое природа? Посмотрите в окно. Что вы там видите? (Деревья, небо, облака, дождь, земля и т. д.)

— Посмотрите на подоконники в классе, что видите? (Комнатные растения.) Учитель обобщает: «Летом вы купались в реке, озере, некоторые - в море.

Вы наблюдали дождь, радугу, смотрели на птиц. Так вот, и лес, и река, и небо, и воздух, которым мы дышим, и вода, которую мы пьем, и дождь и снег - все это природа. Не относится к природе лишь то, что сделано руками человека. Вся природа делится на живую и неживую».

Далее работа ведется по картинам на доске.

- Давайте, определим группу предметов живой природы и группу предме­тов неживой природы.

Бывает, что учащиеся затрудняются в определении предметов живой природы. Для примера можно рассмотреть комнатные растения, стоящие на окнах: за год они выросли, у них стало больше листьев, они стали выше.

А рост – это один из признаков всего живого. Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются и умирают.

С целью закрепления знаний о живой и неживой природе выполняется задание в учебнике (с. 14): дети делят все предметы на две группы, приводят свои примеры.

Следует обратить внимание учащихся на объекты, не относящиеся к  природе: мост, здание, памятник.

Они сделаны руками человека.

- А как связаны между собой живая и неживая природа? Рассмотрите схе­му в учебнике на с. 15.

- Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни? (Воздух, вода, пища, тепло, свет.)

Дети рассматривают схему в учебнике и делают вывод: без тепла и света, без воздуха и воды живые существа не могли бы жить.

IV. Физкультминутка

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

V. Явления природы. Практическая работа

В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появится на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а  осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года, поэтому они называются сезонными.

-Сколько вы знаете времен года (сезонов)? (Четыре - весна, лето, зима, осень.)

Сейчас мы разобьемся на четыре группы. Каждая группа будет изображать одно из времен года. Группа должна выявить не мене 5 се зонных явлений.

Например, зима:

1. идет снег;

2. вода замерзла на реке, превратилась в лед;

3. листва на деревьях опала;

4. Птицы улетели;

5. День короткий, ночь длинная

Выслушиваются выступления всех групп. Учитель еще раз обращает вни­мание детей на предметы живой и неживой природы. Подводится итог работы групп.

В конце урока учитель может задать вопрос:

 - А человека, куда мы должны отнести? (Человек - часть живой природы.)

VI. Закрепление изученного

-  Какая бывает природа? (Живая и неживая.)

- Что из перечисленного относится к неживой природе: орел, ту­ман, человек, насекомое, месяц, мороз? (Туман, месяц, мороз.)

- Приведите по три примера живой и неживой природы.

-  Человек вырастил богатый урожай пшеницы. Пшеница - это объект природы, или изделие человека? (Пшеница — часть живой при­роды.)

-   Какое изделие когда-то было частью живой  природы: а) кирпичный  дом;  б)  льняное   полотенце;   в)   глиняная   кружка; г) стальной нож? (Льняное полотенце сначала было растением.)

- Что такое явления природы? (Все изменения, происходящие в при­роде.)

- Что называется сезонными явлениями? (Природные явления, которые связаны со сменой времен года.)

VII. Итог урока

О каких изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

Какие происходят изменения в живой природе с приходом осени?

Что нового узнали о природе?

 

Домашнее задание

1.  Прочитать в учебнике текст «Явления природы* (с. 16-17); ответить на вопросы к тексту;

2.  В тетради «Проверь себя» выполнить упражнения 1,2 (с.3.)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".