МОУ СОШ №1

Мир глазами географа

 

Мир глазами географа.

 Глобус и географическая карта

Цели: ознакомить учащихся с наукой, изучающей Землю, - географией; сформировать представление о глобусе и географической карте; закрепить умение работать с картой и глобусом; развивать умение наблюдать, срав­нивать, анализировать, делать выводы.

Оборудование: глобусы; физическая карта; карта полушарий; слай­ды; атласы.

Презентация

Ход  урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

-   Я рада вновь встрече с вами, мои юные друзья! Сегодня мы посмот­рим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география и что она изучает.

П. Проверка домашнего задания

1. Актуализация знаний.

-      Но сначала мы узнаем, как вы потрудились дома.

-      Объясните слова астронома: «Звездное небо - великая книга приро­ды. Кто сумеет ее прочесть, перед тем раскроются несметные сокро­вища окружающего нас космоса»

Показ слайда «Галактика Млечный Путь».

Возможные ответы учащихся: «Когда смотришь на звездное небо в ясную ночь, это так красиво!» «Звезды похожи на драгоценные камни». «На небе можно найти созвездия Большой Медведицы, Малой Медве­дицы и Полярную звезду». «Я думаю, сокровища космоса - это все не­бесные тела». «А мне представляется, как далеко в космосе находятся звезды, какие они разные по размеру и цвету, и хочется больше узнать о них»... и т.д.

-   А как наблюдать звездное небо? Чтение памяток, составленных детьми.

2.    Индивидуальная работа по карточкам.

 

Как называются эти созвездия и звезды?

(Ответы: 1 - Большой Пес, Сириус; 2 - Малая Медведица, Полярная звезда;

3 - Волопас, Арктур; 4 - Большая Медведица.)

3 Выполнение теста.

 Тест «Звездное небо»

- Выбери верное утверждение:

1. Галактика, в которой мы живем, называется ...

а) Туманность Андромеды;

б) Большое Магелланово облако;

в) Млечный путь.

2. Звезда - это ...

а)  раскаленный газовый шар;

б) холодный шар, состоящий из твердых веществ.

3. Созвездия - это ...

а) группы звезд, изменяющие свои очертания;

б) группы звезд, не изменяющие свои очертания.

4. Звезда Сириус находится в созвездии ...

а) Скорпион;            б) Большая Медведица;

в) Большой Пес;       г) Телец.

5. Полярная звезда всегда находится  на  ...

а)  юге;                           б) севере;

в)  западе;                      г) востоке.

6. Самые яркие звезды имеют... цвет:

а) красный;                   б) желтый;

в) голубой;                    г) белый.

(Ответы: 1 в), 2 а), 3 б), 4 в), 5 б), 6 в).)

III. Работа по теме

1.   Работа над новой темой. Беседа.

На доске — фотография «Галактика Млечный Путь».

-   Мы с вами - жители галактики Млечный Путь, вот здесь находится наш дом - планета Земля.

Показ фотографии «Земля с борта космического корабля».

-   Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов. Запись на доске: «Мир глазами географа».

-   Запишите тему в своих тетрадях. Нам предстоит выяснить, что такое

география, ведь вы не раз слышали это слово. Предлагаю вам объяснить его.

      (Я думаю, география - это наука о Земле.)

2.  Работа по учебнику.

С. 22-23

-   Прочитайте, что об этом говорится на с. 22 нашего учебника. Что же такое география? (Это наука о Земле. В переводе с греческого «гео­графия» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» - Земля и «графо» - пишу.)

¦ -  Хотелось бы добавить, что «ге» - это сокращение от «Гея» - так звали греческую богиню Земли. А как толкует слово «география» СИ. Ожегов? Работа со словарем:

География - комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее при­родными условиями, распределение на ней населения, экономических ре­сурсов.

-      Кто такие географы? (Географ - специалист по географии.)

Что изучает география? Об этом нам расскажет наш незамени­мый помощник - учебник (с. 22, 23). Что же нам может объяс­нить  современная   география?  (География объясняет,   почему Земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в  других — жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть.)

-     Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по пла­нете?  {Это глобус и географическая карта.)

-     На ваших столах стоят маленькие модели планеты Земля, давайте познакомимся с ними поближе. Рассказать о глобусе вам поможет этот вопросник.

Вопросник лежит на каждом столе:

1)  Какую форму имеет глобус? { Глобус имеет форму шара, немно­го приплюснутого.)

2)  Какую он имеет окраску? Почему? {На глобусе есть синий, жел­тый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий - вода, желтый, коричневый, зеленый — суша, белый -лед.)

3)  Почему глобус называют «мяч в сетке»? { Глобус покрыт линия­ми, будто сеткой.)

4)  Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении? {При вращении на месте остаются полюса: северный и юж­ный.)

5)  Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально? { Горизонтальные линии разные по длине, у полюсов это ма­ленькие колечки.)

6)  Как называют «главный пояс Земли»? {«Главный пояс земли» - экватор».)

7)  Что вы скажете о вертикальных линиях? { Вертикальные линии соединяются в одну точку на полюсах.)

Работа ведется в парах.

-     Ваши ответы должны быть четкими, говорим только о главном.

-     Молодцы! Прекрасно поработали, а сейчас предлагаю в тетради вы­полнить такой рисунок:

-     Каждая линия на глобусе имеет, свое название. Вы уже сказали, что «главный пояс Земли» - это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называют остальные горизонтальные линии? Как они расположены друг относи­тельно  друга? {Линии расположены параллельно.)

-     Как их можно назвать?  { Параллели.)

-     Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Сколько океанов на земном шаре? Назовите. {Четыре океана: Тихий, Атлантический ,Индийский и Северный Ледовитый.)

-     Что вы можете сказать о материках? { Материков шесть: Евра­зия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Юж­ная Америка.)

    Глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем на с. 24вашего учебника.

Работа по тексту учебника.

-      Кто был создателем первого глобуса? (Немецкий географ Мартин  Бехайм.)

-      Когда это было? И как учений назвал свое творение?  ( Это было в 1492 году. Свою модель он назвал «земное яблоко».)

-      Чем глобус Бехайма отличается от современного глобуса? (На нём не было Северной и Южной Америк, они не были открыты.)

-      По мере изучения Земли на глобусе появлялось все больше и боль­ше географических объектов. Представьте себе, что вы отправляе­тесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу? (Глобусом в путешествии поль­зоваться неудобно.)

-      Значит, нужен другой помощник. Что это? (Это географическая карта.)

-      Какими видами географических карт вы уже пользовались? (Физи­ческая карта России, Политическая карта мира, Экологическая карта.)

-      А кто нам скажет, что такое «географическая карта»? (Географиче­ская карта - это изображение Земли на бумаге.)

-      Точнее можно сказать так:

Географическая карта - это условное изображение поверхности Земли на плоскости.

-      Запишем данное определение в тетрадь. Предлагаю вам сравнить глобус и карту полушарий. Что между ними общего? (На карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричне­вый, зеленый, желтый. На карте, и на глобусе указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим экватор, параллели и ме­ридианы. Также  указаны Северный Полюс и Южный Полюс.)

-      А в чем их различие? (Глобус - это целый шар, а на карте две поло­винки.)

-      Совсем не случайно эту карту называют «Карта полушарий». «По­ловинки» - это полушария. Какие полушария вы видите на карте? (Западное полушарие и Восточное полушарие.)

-      Обратите внимание на масштаб. Он нам показывает, сколько кило­метров на местности соответствует одному сантиметру на карте. Дома сравните масштабы карт полушарий в учебнике (с. 26, 27) и в атласе. Напишите сочинение на тему « Какой я представляю Землю, глядя на глобус (географическую карту)».

IV.     Физкультминутка «Музыкально-танцевальная пауза»

Звучит музыка из художественного фильма «Кавказская пленница»: «Где-то на белом свете...».

V.       Работа по теме

1. Работа в рабочей тетради.

-      Прочитайте.

-      Используя текст учебника, дайте определения. Что такое география? (География — это одна из наук о Земле.)

-      Запишите определение в тетради.

-  ¦ Что такое глобус? (Глобус - это модель Земли.)

-     Запишите определение в тетради.

-     Что такое географическая карта? (Географическая торта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с по­мощью условных знаков.)

 

-      Запишите определение в тетради

-      .С. 8, №2

-      Прочитайте.

-   Определение физической карте мы дали, а какие бывают физиче­ские карты? Назовите виды этих карт. (Физическая карта, Полити­ческая карта, карта полушарий.)

€.9,№3

-      Прочитайте.

-      Найдите в приложении фрагменты географических карт к этому за­данию. Вырежьте их и наклейте в соответствии с подписями.

Проверка задания.

2. Закрепление.

Дополните рисунок, подписав названия линий (работа в группах):

-   Соберите полушарие. Назовите гео­графические объекты.

Детям выдается восточное полушарие, разрезанное по экватору и по меридианам.

-   Восстановите рассказ:

Модель Земли называют .... А условное изображение поверхности Земли на плоско­сти называют .... Существует много видов географических карт. Это ... . На физиче­ской карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зелены - ..., белым - .... Каждая карта имеет свой

. Если работаешь у настенной карты, стой ..., когда держишь указку в правой руке, и ..., когда указка в левой.

Далее выполняется задание «Подумай» на с. 28.

VI. Подведение итогов урока

-   Что изучает наука география? Подведение итогов работы. Выставление оценок.

Домашнее задание

Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 22-29). Выполнить задания №1,2 (с. 29).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".