Религия древних египтян


Домашняя
Тематическое планирование
Литература
Об авторе

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

На основе имеющихся у учащихся знаний о власти фараона в Древнем Египте, жизни египетских вельмож, жилище, одежде и быте древних египтян, а также о зарождение религиозных представлений у древних людей, раскрыть и дополнить существенные признаки понятий “миф”, “многобожие”, “жрец”, “фараон”, “культ”, раскрыть сущность традиции обожествления фараона, показать роль и значение религиозных представлений и обрядов в жизни древних египтян. Рассказать учащимся об особенностях мировоззрения древневосточного человека.

Развивающие:

Способствовать развитию у учащихся способов анализа социальной структуры и умения сравнивать ее с социальной структурой первобытного общества. Продолжить работу над формированием умения анализировать различные “модели” религиозных представлений не только разных временных эпох (первобытное общество и Древний Восток), но и одной эпохи (Древний Восток и Античный мир). Продолжить формирование умения составления таблиц и схем.

Воспитательные:

Способствовать формированию интереса учащихся к культурному наследию древних стран, в частности стран Древнего Востока, подвести их к пониманию существования универсальных моральных норм и принципов в религиозном наследии древнейших культур. На примере понимания древним человеком неразрывной связи человека с природой подвести учащихся к осознанию необходимости бережного отношения к ней, как основного условия сохранения нашей цивилизации.

 

План урока:

  1. Зарождение религиозных представлений в Древнем Египте.
  2. Внешность жрецов в Древнем Египте.
  3. Обязанности жрецов в Древнем Египте.
  4. Обожествление царя и заупокойный культ фараона.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: лекция

ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ПОНЯТИЯ

III тыс. до н. э. – строительство Великих пирамид.

XIV век до н. э. – религиозная реформа Эхнатона. Объявление Атона верховным богом Древнего Египта.

Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов и т. д.

Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.

Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.

Культ – Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Преклонение перед кем- или чем-либо.

Жрец – служитель культа.

Оракул – 1. У народов Древнего Востока, древних греков и римлян – жрец, который спрашивал “волю бога” по тому или иному вопросу. 2. Ответ, прорицание, якобы даваемое богом, или его статуей.

Пятичленная титулатура – Официальное, полное имя фараона, состоящая из пяти частей: 1) имя правителя как воплощение бога Гора, 2) имя фараона как воплощение двух владычиц – богини Верхнего Египта Нехбет и богини Нижнего Египта Уаджет, 3) имя фараона как “Золотого Гора”, 4) Царь Верхнего и Нижнего Египта, 5.)сын бога Ра.

Фараон – титул египетских царей.

Ход урока.

Презентация

Зарождение религиозных представлений в Древнем Египте.

На протяжении тысячелетий египтяне жили в отдельных, мало связанных друг с другом областях – номах. В каждом номе почитали своих богов. Но подчас это были воплощения одних и тех же сил природы с разными именами. Так, богом земли в одних номах был Акер, в других Геб. Представления о боге с одним именем в разных номах были также противоречивы. Если в мифах Гелиополя бог Сет – злейший противник солнечных богов и убийца бога Осириса, то в Гераклеополе – он помощник бога Амона – Ра.

Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.

Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.

В египетских мифах нашло отражение складывание сословного общества и деспотического государства. Некоторые боги становились покровителями царей при жизни и охранителями нетленной мумии.

Помимо этого, мифы в форме пророчеств донесли до нашего времени страх общественных верхов перед возмущением угнетенных низов.

Большую услугу в понимании египетских мифов оказывают изображения богов на рельефах в гробницах и храмах, статуи и статуэтки. Сохранившиеся изображения богов – это окаменевшие мифы. Застывший язык формы и жестов, несмотря на всю свою условность, настолько универсален, что не нуждается в специальном переводе. Боги представлены в своем животно–человеческом облике и с атрибутами своей власти. Создатели этих произведений таким образом донесли своеобразие духовной жизни древних египтян.

Внешность жрецов в Древнем Египте.

Жреческое сословие в Египте всегда находилось в тесном единении с государством. Жрецы составляли отдельную, относительно замкнутую корпорацию, вся их жизнь была подчинена, даже в мелочах, нормам старинного устава. Этим уставом жрецам разрешалось носить только полотняную одежду и лишь плетеную из библуса обувь – сандалии. Сандалии прикреплялись к ноге посредством двух ремней – широкого, охватывавшего подъем ноги, и узкого, прикрепленного к носку сандалии. Узкий ремень пропускался между большим и вторым пальцами ног и пристегивался к широкому. Иногда эти ремни связывались наглухо, и тогда сандалию можно было одевать на ногу как башмак или туфлю. В остальном же одежда жрецов была различна и зависела от положения, занимаемого каждым отдельным лицом в жреческой иерархии. Роскошь, которая начала распространяться в Египте, коснулась и этого сословия. Вместо обычного в старину передника, как единственной одежды теперь и жрецы стали носить прозрачные ткани, хлынувшие из Азии, оставляя передник лишь для некоторых совершенно исключительных случаев. Вообще же передник – это древнейшая и первоначально единственная одежда, которая затем стала традиционной одеждой коренных жителей Нильской долины.

Ткань и размеры передника были разными, в зависимости от сословия и звания носящего. Так одежда знатных людей состояла из большого продолговатого куска ткани, который плотно оборачивали вокруг поясницы и верхней части ног и придерживали поясом. Жрецы и ученые поверх этого передника облачались иногда в еще один, из более дорогой ткани, сложенный в красивые складки, спадавшие либо спереди, либо сзади. Помимо передника, представители знатных сословий надевали верхнее платье: узкий плащ, наброшенный на плечи, выделенную шкуру животных. Жрецы могли надевать шкуры не всех животных, этот элемент одежды был также регламентирован, так шкуру леопарда, наброшенную на правое плечо, носили жрецы Анубиса – Имиута. Помимо шкуры леопарда жрецам было позволено носить шкуры тигров и пантер, которые изначально считались необходимой принадлежностью одежды высших сословий, и до окончательного падения древнеегипетского государства служили знаками отличия высших жреческих должностей как одеяние, освященное древностью.

Вообще в Древнем Египте шкура животного являлась важнейшим символом внешнего превращения, с помощью которого человек хотел указать, а затем и получить в конечном счете изменение внутреннее. Шкура же при этом – символ переходной стадии.

Нельзя забывать и о том, что влияние религиозного культа иногда отражалось на национальной и культовой одежде. Так Плутарх рассказывает, что жители городов Бузириса и Ликополиса не разрешали поклонникам Солнца носить золотых украшений. Так же женщины носили все те же украшения, что и мужчины. Жрицы всегда были украшены драгоценностями, широким ожерельем всех, многочисленными подвесками и браслетами, на голове "служанки бога" носили пышные парики.

Общей особенностью жречества Древнего Египта (независимо от пола, титула и божества, которому служил жрец) было то, что оно презирало традиционное гофрированное платье, не носило одеяний из шерстяных тканей, общий покрой одежды был довольно простым, основным цветом одеяний был белый, а наиболее предпочтительный материал, из которого она изготовлялась – лен. Белому цвету жрецы отдавали предпочтение неслучайно, согласно представлениям египтян, белый цвет в своей чистоте стал выражением полноты неземной власти, обозначением освященных вещей, как "белые стены" (т. е. Мемфис). Также говорится о "белых сандалиях", использующихся в культовых отправлениях. Белый цвет был цветом чистоты и святости, даже глазной зрачок египтянин называл "белым", так же белый цвет считался цветом радости и использовался в тех или иных религиозных праздниках.

Обычаями регламентировался не только костюм жрецов, такими же жесткими были и правила личной гигиены жреческого сословия. Так уже Геродот писал: "… в отличие от других стран, в Египте жрецы стригутся… каждые три дня сбривают волосы на своем теле, чтобы при богослужении у них не появилось вшей или других паразитов…". Во всем Египте жрецы совершали обряд обрезания, выбривали все волосы на теле, включая брови и ресницы. Дважды днем и дважды ночью жрецы были обязаны совершать священные омовения или очищения. Без этого обряда, как считалось, эффективность культовых актов ставилась под сомнение. Даже над входом в храм часто было написано: "Вступающий в храм, будь чист!". Стоящие перед воротами храма емкости с водой должны были дать возможность выполнить это предписание.

Как видно из этого обзора, внешний облик жреческого сословия в Древнем Египте был строго регламентирован, что позволяло безошибочно выделять жрецов из общей массы населения, но вместе с тем можно отметить, что в период Нового царства наблюдается отход от многих традиционных канонов в костюме, что во многом объясняется влиянием азиатской культуры, костюм же жриц становится практически полностью идентичным повседневной одежде знатных женщин. Но вместе с тем необходимо отметить, что ни одной лишней детали в костюмах жрецов не было, все имело свой магический смысл и было понятно любому египтянину. В костюмах были как общие "предписания" для всех жрецов Древнего Египта, так и те, которые зависели от того, какому богу служит этот жрец и от его статуса в иерархии жреческого коллектива.

Обязанности жрецов в Древнем Египте.

Каждый храм представлял собой подобие маленького города, где за храмовой оградой жили чиновники, стражники и земледельцы, они зависели от храма, но не были его служителями, это понятие распространялось лишь на жрецов.

Жрецы составляли определенный коллектив, который традиционно принято называть клиром, главной целью которого было "обслуживание" того или иного божества. Численность, влиятельность и богатство каждого клира зависели от котировки конкретного божества. Так во времена Нового царства клир фиванского Амона – Ра представлял собой могущественную, богатейшую корпорацию, клиры же других божеств, например мемфиского Пта и гелиопольского Ра, далеко уступали ему, не говоря уже о клирах провинциальных божеств.

Из источников, относящихся еще к эпохе Древнего Царства, мы узнаем, что весь храмовый персонал в расписании служб был разделен на две большие группы: хему нечер и хентиу ше . К хему нечер относились те, кто непосредственно участвовали в богослужении, т. е. фактически сами жрецы, и соответственно эта группа занимала более значимое положение среди храмового персонала. В коллектив хентиу ше входили те, чьими обязанностями было снабжение храма провизией и всеми другими необходимыми материальными благами. Титул хентиу ше распространялся на храмовых крестьян, садовников, т.е. на всех, кто принадлежал данному храмовому хозяйству. Иногда представители этой группы допускались в священные помещения храма, но только для того, чтобы заниматься уборкой, чисткой и укрепление храма и находящихся в нем статуй царя. Как жрецы, так и служители, исполнявшие свои обязанности, были сгруппированы в специальные "команды" или "отряды", которые выполняли свои функции согласно храмовому расписанию служб и работ. Во главе каждого такого подразделения стоял "смотритель жрецов", у которого был личный помощник.

Во главе любого храмового коллектива стоял верховный жрец, но при этом каждый крупный храм того или иного божества имел свои особенности, выраженные как в специфике культа божества, так и в жреческом уставе и титулах верховных жрецов. Наравне со жрецами в храмовом коллективе были и жрицы, правда, устав женского жречества был куда более "гибким", чем мужского. Участие женщины в том или ином ритуале часто зависело от ее семейного и социального положения. Дочери жрецов иногда наследовали должности своих отцов, жены сановников также часто служили в одном из местных храмов, но, тем не менее, многое зависело и от самой женщины, ее желания участвовать в культе.

Следует учитывать и то, что только духовенство (как женское, так и мужское) высшего ранга проводило весь день в священных трудах. Люди остальных профессий и младшие жрецы, живущие на землях храма, обязаны были находиться в храме для исполнения религиозных обязанностей лишь один месяц из четырех. Во время пребывания в храме они вели аскетический образ жизни, совершали обряд омовения и давали обед воздержания. По истечении этого срока они возвращались домой, к своим повседневным обязанностям на следующие три месяца. Профессиональные же певицы и музыкантши вообще постоянно жили в своих семьях, потому что их присутствие в храме требовалось только в определенные дни, да и то на несколько часов. Постоянно в храме для обеспечения ежедневного культа должны были находиться носители высших жреческих, мужских и женских, титулов.

Вообще же те, кто готовился посвятить свою жизнь служению богам и богиням, должны были научиться читать, писать, Знать образы богов, их эпитеты и атрибуты, все связанные с ними мифы и все, относящиеся к ним обряды. По окончании обучения они держали экзамен. Тот, кто признавался достойным войти в жреческий коллектив снимал свои мирские одежды, его купали, брили наголо, умащали благовониями, и лишь затем, в священном жреческом одеянии, он вступал в "небесный горизонт" и наконец приближался к богу в его святая святых.

Таким образом, мы видим, что храмовый коллектив имел довольно сложную организацию, в которую входили как те, кто выполнял чисто хозяйственные функции – обеспечивал храм продуктами, следил за чистотой и т. д., так и те, кто непосредственно выполнял культовые обряды. Каждый член коллектива имел определенный титул, который определял круг его обязанностей, над всем жречеством храма стоял верховный жрец, который мог назначаться только фараоном, а его жена, как правило, являлась верховной жрицей того же храма. В Древнем Египте были как мужчины – жрецы, так и женщины – жрицы, и те и другие должны были носить определенную одежду, которая не только свидетельствовала об их жреческом сане, но и могла даже указать на их титул, особенно это характерно для костюма высших жреческих должностей. До того, как поступить в услужение бога, и жрецы и жрицы обучались в специальных "школах" при храмах, где и получали необходимые знания; интересен и тот факт, что в этих же школах обучались и принцы и принцессы Египта.

Однако помимо этих обязанностей, направленных главным образом на соблюдение культа того или иного божества, жрецы так же входили в состав храмовых судов, находившихся при всех крупных храмах Древнего Египта. Совмещение таких разных по своей сути процедур как отправление культа и судопроизводство может быть объяснено прежде всего тем, что на протяжении всей истории Древнего Востока право было неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Т. е. Любая правовая норма имела религиозное обоснование, при этом любое правонарушение являлось одновременно нарушением нормы морали и религии.

Важной особенностью деятельности храмового суда была процедура спрашивания божественного оракула. Как правило, этой процедурой руководил верховный жрец того храма, где проходило судебное заседание. Жрец задавал вопрос, обращаясь к статуе бога, находившейся в храме, и получал ответ “да” или “нет”, в виде соответствующего движения руки статуи. Понятно, что рукой двигала не сама статуя, а движение было вызвано специальным механизмом, который приводили в движение жрецы, находившиеся в соседнем помещении и остававшиеся невидимыми для всех, присутствующих на судебном процессе. Подобная процедура получения оракула и ее секрет хранились в строгой тайне и простые египтяне были уверены, что ответ дается самим богом, воплощенным в виде той или иной статуи. Также, становится понятным, что накануне публичного спрашивания оракула, жрецы, входившие в состав храмового суда, уже принимали то или иное решение по рассматриваемому делу, чтобы определить какой ответ “даст бог”.

Обожествление царя и заупокойный культ фараона.

Согласно представлениям древних египтян, власть фараона имела два аспекта, которые не могли рассматриваться в отрыве друг от друга, - роль фараона в земной жизни и его роль в религии. Веря, что фараон – это бог, народ Египта считал, что находится под началом бога, а не человека. Для египтян фараон был богом и царем и при жизни, и после смерти.

Подобное обожествление царя нашло свое отражение и было закреплено в его пятичленной титулатуре: на первом месте стояло имя правителя как воплощение бога Хора, обязательно включающее имя бога, на втором месте стояло имя фараона как воплощение “двух владычиц” - богини Верхнего Египта Нехбет и богини Нижнего Египта Уаджет, третий член титулатуры состоял из имени фараона как “Золотого Гора”, четвертый член титулатуры начинался словами “Царь Верхнего и Нижнего Египта”, за ним следовало личное имя правителя, на пятом месте стояло второе личное имя фараона, предварявшееся словами “сын Ра.”. Как мы видим, в титулатуре фараона отражалась не только его божественность, и фактически закреплялось многобожие, существовавшее в Древнем Египте. Огромное количество богов, которым поклонялись египтяне, выполняли самые различные функции – управляли солнцем, посылали редкие спасительные дожди, ведали разливами Нила, и даже оберегали и помогали царю в управлении государством. Имена главных таких богов – помощников, а скорее защитников, зафиксированные в царской титулатуре также служили некими оберегами или талисманами царствующему фараону.

Возникновение легенды, согласно которой фараон не просто объявлялся “сыном Ра”, т. е. сыном верховного бога, а “был рожден” от самого бога, представшего перед царицей в образе фараона – ее мужа, относится к эпохе Древнего царства. Свое отражение она нашла в сказании “Фараон Хуфу и чародеи”, в котором рассказывается о том, как жена жреца бога Ра, зачала от бога Ра троих детей, которые, согласно предсказаниям бога будут затем править всей страной, а старший из них станет известным верховным жрецом.

Однако в XIV в. до н. э., эта легенда, просуществовавшая довольно долго в своем первозданном виде, претерпела некоторые изменения. Фараон Аменхотеп IV провел религиозную реформу, суть которой была в том, что верховным богом Египта объявлялся не Амон – Ра, а бог Атон, фараон даже изменил свое имя, став Эхнатоном. Согласно этой реформе, все живое на земле произошло не от бога Ра, а было создано богом Атоном – первым царем на земле, потомками которого являются и все царствующие в Египте фараоны. Однако уже следующий после Эхнатона правитель Египта – Тутанхамон вернулся к прежним представлениям, о главенстве бога Амона – Ра.

Итак, согласно религиозным представлениям древних египтян, фараон по своему происхождению был сыном верховного бога Амона – Ра, а потому и сам являлся богом. Продолжавшийся на протяжении всей жизни правителя его культ как божества, соблюдался и после его смерти.

Независимо от того, каким царством суждено было править фараону в иной жизни, земные правители уносили с собой в могилу несметные богатства. Сокровища гробниц неизбежно влекли к себе воров, что еще больше сгущало туман тайн, окружавших места захоронения фараонов, так как, далеко не все грабители могли найти выход из гробниц, состоящих из многочисленных ходов и ловушек, образующих настоящий лабиринт.

Поскольку усыпальницы фараона строились на века, их стены были облицованы самыми твердыми камнями, чаще всего черным гранитом, добываемом в районе Асуана. В гробницах, строящихся еще при жизни фараона, уже во время строительства устанавливался саркофаг, где должно было покоиться тело фараона.

Сам обряд захоронения выглядел следующим образом: при мерцающем свете масляной лампады жрецы, произнеся последнюю молитву, опускали гроб в саркофаг, а рядом ставили канопу (4 сосуда) с внутренними органами фараона, которые должны были также пригодиться усопшему в загробной жизни. Затем жрецы совершали несколько операций, призванных обезопасить захоронение от возможных грабителей. Для этого, как только последний жрец покидал гробницу, рабочие замуровывали вход в главную галере: массивные каменные глыбы, приготовленные заранее, с большой платформы, находящейся здесь же, были опущены на пол и приведены в движение. Скатившись вниз по пологому полу коридора, они заваливали узкий вход в смежную с усыпальницей комнату. Затем рабочие покидали гробницу по узкому запасному туннелю, который потом также был замурован.

СХЕМЫ К УРОКУ.

ТИТУЛАТУРА ФАРАОНА

ЗАРОЖДЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БОГАХ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

ОБЯЗАННОСТИ ВЕРХОВНЫХ ЖРЕЦОВ

СХЕМА СПРАШИВАНИЯ БОЖЕСТВЕННОГО ОРАКУЛА

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Тест:

Вопросы и задания для учащихся.

  1. Представьте себе, что вы попали в Древний Египет. По дороге навстречу вам идут несколько человек. По каким внешним признакам вы могли бы узнать в одном из них жреца?

  2. Недавно археологи, работающие в Египте, обнаружили папирус, но большая его часть была испорчена. Однако ученые смогли расшифровать фразу, в которой фараон называется сыном бога Атона. Как ученые смогли определить век, когда был написан этот папирус? О каком фараоне мог бы рассказать этот документ?

  3. Однажды будущий фараон Тутмос после охоты заночевал в пустыне недалеко от великих пирамид Гизы. Во сне он увидел Сфинкса, который обращаясь к принцу сказал: “…Смотри на меня, сын мой Тутмос…Засыпан я песком….обещай мне, что ты откапаешь меня… И тогда я признаю в тебе своего сына и подарю тебе престол Египта…”. Какие религиозные представления древних египтян нашли свое отражение в этой древней легенде.

  4. Зная, каким образом жрецы в Древнем Египте получали божественный оракул, определите, что влияло на то решение, которое принимал храмовый суд: мнение жрецов – судей или воля бога, к статуе которого жрецы обращались за оракулом. Объясните почему.

 

 

 

 

 


Домашняя | Тематическое планирование | Литература | Об авторе

 Сведения о владельцах и авторских правах.
По вопросам, связанным с этим веб-узлом, обращайтесь по адресу [Почта проекта].
Последнее обновление: 18.12.2006.