Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ-компетентности» по программе «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника»  

Биология 8 класс

 

8 класс

«Биология. Человек и его здоровье»

68 часов (2 часа в неделю)

УРОКА

 

НАЗВАНИЕ УРОКА

 

Основные понятия темы.

Практическая часть и экскурсии.

 

Введение ( 1 час )

 

1(1)

 

Науки о человеке. История и методы изучения человека

 

Анатомия, физиология, психология, гигиена.

Тема I. Систематическое положение человека, его происхождение и эволюция

(3 часа)

 

1(2)

 

Систематическое положение человека

 

Таксоны, рудименты, атавизмы.

2(3)

 

Основные этапы эволюции человека

 

Австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы.

3(4)

 

Человеческие расы

 

Расы: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная.

Тема II. Строение и функции организма человека (59часов)

 

I. Обзор систем органов тела человека (1 час)

 

1(5)

 

Обзор систем органов тела человека

 

Уровни организации, органы, системы органов, эндокринная система, гормоны, нервные импульсы.

II. Строение и состав клетки (4 часа)

 

1(6)

 

Клеточное строение организмов

 

Клеточная мембрана, ябро, цитоплазма, хромосомы, гены, ДНК, РНК, органоиды, ЭПС, рибосомы, митохондрии, центриоли, лизозомы, обмен веществ, рост, развитие, ферменты.

2(7)

 

Ткани, их строение и функции

 

Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткань: тело нейрона, дендрит, аксон, нейроны, нервное волокно, синапс.

 Л.Р. «Микропрепараты тканей».

3(8)

 

Органы, системы органов.

Системы органов и их функции.

4(9)

 

Контрольная работа по теме «Строение организма человека»

 

Основные понятия темы: «Строение организма человека»

 

III. Нервная система (часть 1, 8 часов)

 

1(10)

Значение нервной системы

 

Потребности, активность, опознание объектов, субъективное отражение.

 

 

2(11)

 

Строение нервной системы. Спинной мозг

 

Кора, ядра мозга. Нервные волокна, передние и задние корешки спинного мозга, белое и серое вещество, рефлекторная и проводящая функции, шок.

3(12)

 

Строение головного мозга, функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

 

Задний мозг: продолговатый мозг, мост; мозжечок, средний мозг: промежуточный мозг, большие полушария головного мозга. Л.Р. «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

4(13)

 

Функции переднего мозга

 

Передний мозг; промежуточный мозг: таламус, гипоталамус; полушария большого мозга, кора, борозды, извилины, доли мозга: чувствительные и моторные зоны; временные ( условно – рефлекторные) связи;

5(14)

 

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

 

Соматический и автономный отделы нервной системы; гипоталамус, симпатическая и парасимпатическая подсистемы.

 

6(15)

 

Рефлекторная регуляция

 

Центральная и периферическая части нервной системы, рефлекс, рефлекторная дуга и ее строение.

7(16)

 

Обобщение знаний по теме «Нервная система»

 (часть I)

 

Основные понятия темы: «Нервная система».

 

8 (17)

 

Контрольная работа по теме «Нервная система»

 (часть I)

 

Основные понятия темы: «Нервная система».

 

IV. Эндокринная система (3 часа)

 

1(18)

 

Роль эндокринной регуляции

 

Железы внутренней секреции: эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники; железы смешанной секреции: поджелудочная железа, половые железы; железы внешней секреции; нейрогормоны.

2(19)

 

Строение и функции желез внутренней секреции

Гормон роста, базедова болезнь, микседема.

3(20)

 

Строение и функции желез внутренней секреции (продолжение)

 

Кретинизм, семенники, яичники, сахарный диабет, инсулин, адреналин, норадреналин.

V. Опорно-двигательная система (5 часов)

 

1(21)

 

Значение ОДС. Строение костей и их состав.

 

Скелет, мышцы, надкостница, губчатое вещество, красный и желтый костный мозг; типы костей: трубчатые, губчатые, плоские.

Л.Р. «Микроскопическое строение кости».

2(22)

 

Общий обзор скелета человека. Соединения костей.

 

Осевой скелет, добавочный скелет, мозговой и лицевой отделы черепа, позвонок, межпозвоночный диск, отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый; грудная клетка, грудина, ребра.

3(23)

 

Строение мышц. Работа мышц.

 

Мышцы – антагонисты, мышцы – синергисты, мышечное волокно, фасции. Гиподинамия.

Л.Р. «Мышцы человеческого тела».

Л.Р. «Утомление при статистической работе».

4(24)

 

Заболевания, гигиена, первая помощь при повреждениях ОДС. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Осанка, остеохондроз, корригирующая гимнастика, сутулость, боковые искривления ( сколиоз ), плоскостопие. Ушиб, перелом (закрытый и открытый), вывих, растяжение связок, синяк, шина.

Л.Р. «Осанка и плоскостопие».

5(25)

 

Контрольная    работа    по    теме    «Опорно-двигательная система»

 

Основные понятия темы.

VI. Кровь, кровообращение (7 часов)

 

1(26)

 

Кровь и остаточные компоненты внутренней среды организма.

 

Кровь, тканевая жидкость, лимфа, эритроцит, гемоглобин, лейкоцит, фагоцит, фагоцитоз, антигены, антитела, тромбоциты, фибриноген, фибрин.

Л.Р. «Рассматривание крови человека и лягушки». п.17,зад.2,3

2(27)

 

Иммунитет. Переливание крови.

Иммунология на службе здоровья.

Иммунная система, воспаление, инфекционные болезни, паразитные болезни, интерферон. Виды иммунитета, группы крови, резус – фактор, донор, реципиент. п.18,19

3(28)

 

Органы   кровообращения,    их   строение   и функции.

Вены, артерии, капилляры. Два круга кровообращения: большой и малый.

п.20,21 вопросы:1-3

 

4(29)

 

Строение и работа сердца.

 

Правое и левое предсердие, правый и левый желудочки, створчатые и полулунные клапана. Автоматизм, адреналин. Фазы сердечного цикла. П.22 задание на стр.144

5(30)

 

Движение крови по сосудам.  Регуляция кровоснабжения.

 Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при нарушениях в работе сердечно-сосудистой системы.

Артериальное давление крови, пульс, кровоснабжение органов, инсульт, инфаркт, тонометр, фонендоскоп.

Л.Р. «Подсчет пульса в разных условиях».

( Функция венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.)п.21, 23. Вопросы 1 - 7 стр120 п.24,25

6(31)

 

Обобщающий урок по теме: "Кровь и кровообращение"

Ударный объем сердца, гангрена, спазм сосудов, стенокардия, инфаркт, электрокардиограмма. Внутреннее и внешнее кровотечение, гематома, капиллярное, венозное, артериальное кровотечения, антисептик, жгут. 

7(32)

 

Итоговое тестирование   по   теме   «Кровь. Кровообращение»

 

Основные понятия темы: «Кровь. Кровообращение»

 

 

 

VII. Дыхательная система (4 часа)

 

1(33)

 

Значение дыхательной системы. Строение органов дыхания и их функции

 

Носовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, легочная плевра, альвеолы; голосовые связки, миндалины, артикуляция, тембр. Гайморит, тонзиллит, дифтерия.

2(34)

 

Регуляция деятельности дыхательной системы. Механизм вдоха и выдоха

 

Легочная плевра, диффузия, диафрагма, дыхательный центр, продолговатый мозг, рефлекторная и гуморальная регуляция, никотин, респиратор. Смог. Жизненная емкость легких, обхват грудной клетки; флюорография, туберкулез легких, палочка Коха. П.28,29.

Л.Р. «Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

3(35)

 

Гигиена органов дыхания. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь.

 

Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Клиническая смерть. Электротравма.

4(36)

 

Контрольная работа по теме «Дыхание»

 

Основные понятия темы: «Дыхание».

 

VIII. Пищеварительная система (6 часов)

 

1(37)

 

Строение   и   функции   пищеварительной системы

 

Пищеварение, питательные вещества, пищевые продукты, аминокислоты, глицерин и жирные кислоты, глюкоза, простые сахара, пищеварительный тракт.

2(38)

 

Пищеварение в ротовой полости и желудке

 

Ротовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы, кариес, пульпит. Пищевод, желудок, пепсин, двенадцатиперстная кишка, поджелудочная железа, печень, желчь, кишечная палочка. Л.Р. «Действие ферментов слюны на крахмал».

3(39)

 

Кишечное переваривание. Всасывание питательных веществ

 

Всасывание, ворсинка, печень, слепая кишка, аппендикс. Аппендицит, перитонит.

4(40)

 

Регуляция пищеварения

 

Фистула, безусловные рефлексы, условные рефлексы, мнимое питание, гуморальное сокоотделение желудочных желез.

5(41)

 

Гигиена пищеварения. Заболевания органов пищеварения, влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Первая помощь

 

Ботулизм, анаэробы, сальмонеллез, холера, холерный вибрион, карантин, диарея, дизентерия, дезинфицирующие средства.

6(42)

 

Контрольная работа по теме «Пищеварительная система»

 

Основные понятия темы: «Пищеварительная система».

 

 

 

IX. Выделительная система и кожа (5 часов)

 

1(43)

 

Выделение.

 

Системы органов выделения.

Почки, мочеточники, мочевой пузырь, первичная и вторичная моча, мочекаменная болезнь.п.42.

2(44)

 

Строение и функции кожи.

 

Эпидермис, дерма, сальные железы, потовые железы, волосы, ногти, терморегуляция, гиподерма.

3(45)

 

Терморегуляция организма. Закаливание.

 

Терморегуляция, теплообразование, теплоотдача, тепловой удар, солнечный удар, закливание.п.41.

4(46)

 

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

 

Угревая сыпь, гормональные и гиповитаминозные нарушения кожи; болезни кожи: чесотка, лишаи, ожоги, обморожения, теплоизолирующая повязка.п.40

5(47)

 

Контрольная   работа  по   теме   «Выделительная система и кожа».

Основные понятия темы: «Выделительная система и кожа».

X. Система органов размножения (2 часа)

 

1(48)

 

Строение и функции органов размножения у человека

 

Сперматозоиды, семенники, предстательная железа (простата), яичники, маточные трубы, матка, яйцеклетка, овуляция, оплодотворение.

2(49)

 

Наследственные и врожденные заболевания, заболевания, передаваемые половым путем.

 

Венерические болезни: СПИД, сифилис, бледная спирохета, гепатит В. Наследственные болезни (гемофилия), врожденные (алкогольный синдром плода) и т.д.

XI. Воспроизведение и индивидуальное развитие человека

(4 часа)

1(50)

 

Культура    межличностных     отношений. Сексуальность.

 

Отношения между людьми противоположного пола.

2(51)

 

Оплодотворение.    Беременность, предупреждение беременности. Аборт.

 

Оплодотворение, менструация, менструальный цикл, поллюции,

Предупреждение беременности.

3(52)

 

Роды. Материнство. Уход за новорожденным. Возрастные изменения,  периодизация и продолжительность жизни.

 

Онтогенез, филогенез. Плацента, пупочный канатик, зародыш, плод, беременность, родовые схватки, плодовые оболочки, пупок. Ребенок новорожденный и грудной, индивид и личность, темперамент и характер.п.61,63.

4(53)

 

Здоровый образ жизни. Личная и социальная гигиена.

Личная гигиена. п. 64.

XII. Организм как единое целое (4 часа)

1(54)

 

Взаимосвязь систем органов.

 

Системы органов и их взаимосвязь.

2(55)

 

Обмен веществ и энергии в организме. Ассимиляция и диссимиляция.

Подготовительная, основная, заключительная стадии обмена, микроэлементы и макроэлементы.

 

3(56)

 

Нарушения деятельности организма и их компенсация. Витамины.

 

Витамины, авитаминоз, рахит, «куриная слепота», цинга, бери – бери.

Л.Р. «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки». П.38.

4(57)

 

Обобщение знаний по теме «Организм как единое целое» (Тестовый контроль знаний).

Основные понятия темы: «Организм как единое целое».

XIII. Нервная система (часть II, 6 часов)

1(58)

 

Анализаторы и их роль в деятельности нервной  системы.   Строение  и  функции зрительного анализатора.

 

Орган чувств, анализатор, рецепторы, нервные пути, чувствительные зоны коры большого мозга, галлюцинации, иллюзии. Глазное яблоко, оболочки глаза, бинокулярное зрение, палочки и колбочки.

Л.Р. «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».

2(59)

 

Строение и функции слухового анализатора

 

Наружное, среднее, внутреннее ухо, рецепторы слуха, тугоухость, воспаление среднего уха.

3(60)

 

Органы    равновесия,     кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

 

Вестибулярный аппарат, полукружные каналы, мышечное чувство. Кожная чувствительность, осязание, вкусовые сосочки, вкусовые рецепторы.

4(61)

 

Высшая нервная деятельность

 

Условные и безусловные рефлексы, ВНД человека, торможение: внешнее и внутренне, доминанта.

5(62)

 

Возрастные    особенности    деятельности ЦНС и анализаторов. Врожденные и приобретенные программы поведения.

 

Безусловные рефлексы, инстинкты, рассудочная деятельность. Эмоции, навыки, привычки. Л.Р. «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого  и образования нового динамического стереотипа».

6 (63)

 

Заболевания нервной системы и их профилактика. Гигиена нервной системы и анализаторов

 

Сон, сновидения, биологические ритмы, сознание, речь, воображение, мышление и т.д.

П.55,56.

Тема III. Биологические и социальные аспекты личности человека

(3 часа)

1(64)

 

Человек как личность

 

Живая открытая система.

2(65)

 

Межличностные отношения

 

Отношения между людьми.

3(66)

 

Способы передачи информации

 

Воля, эмоции, внимание, речь, мышление и т.д.

Тема IV. Человек и природа (2 часа)

1(67)

Человек как часть природы.

Систематическое положение человека.

2(68)

 

Адаптация организма человека к условиям окружающей среды.

Влияние абиотических факторов на человека.

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".