МОУ-вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №1

Урок географии - 6 класс.

   Презентация

ТЕМА: «РЕКИ».

Цель и задачи:

-Сформировать представление о реке, её частях;

-Показать различие и сходные черты рек;

-Научиться давать характеристику реки по карте.

 

  Средства обучения: географические карты полушарий и Рос­сии, таблицы речной системы, схемы образования водопада и порога, атласы и контурные карты.

 

Организация урока.

 I.Оргмомент.

 

II. Изучение нового материала.

 

Прежде чем приступить к изучению нового материала, учитель предлагает учащимся прочитать вопросы, запи­санные на доске:

Что называется рекой?

Что такое исток реки и устье?

Что называется долиной реки?

Что называется руслом реки?

Что называется речной системой?

Что называется бассейном реки, водоразделом?

Чем отличается горная река от равнинной?

Как образуются водопады и пороги?

Что такое питание реки?

Какое бывает питание?

        Какое отношение к рекам имеют такие понятия,как «режим», «половодье, «паводок», «межень».

Рассказ учителя о том, что реки покрывают земной шар словно голубой паутиной. Они играли и играют в жизни че­ловека большую роль. По ним селились племена, возника­ли города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека была связана с реками. Реки «кормили» и «пои­ли» людей. Они были естественной преградой от врагов.

В.О.Ключевский так описывал отношение русского человека к рекам: «На реке он оживал и жил с ней душа в душу. Он любил свою реку... В разговорную речь вошли та­кие уважительные и ласковые слова, как Волга-матушка, Амур-батюшка, Цна*-голубка, Енисей-богатырь, Ока-кра­савица» .

    Учитель спрашивает учащихся, какие они знают сти­хи или рассказы, легенды о реке. Наверняка один или два человека вспомнят стихи о реках, Если нет, то зачитать им стихотворение И. И. Ландо «Нудоль — речка Подмос­ковная».

 Нудоль — речушка чуть шире, чем лапоть. То ли ей течь, то ли ей капать,

Но в половодье, бывает такое —

Кажется Нудоль солидной рекой. Издали речку родную почуя, К ней     устремляются вешние струи,

С лепетом детским бегут ручеишки

Нудоль довольна — силы в излишке.

 

Нудоль кичится, волну подымая, На берег лезет, деревья качая.

Впрочем, недолги раздолье и удаль:

Лето — и спит, успокоившись, Нудоль... Спит, а вокруг, наклоняясь над водою, Шепчутся вербы о чем-то с ольхою.

Тихо и жарко. Летают стрекозы.

Спи, озорница, — не речка, а слезы.

В первую очередь формируется понятие «река».

     Река -    это естественный, постоянный водный поток, текущий в понижениях рельефа, по уклону местности в направлении от истока к устью.

Демонстрируя таблицу «Речная долина», сказать, что

    речная долина — это вытянутое в длину извилистое уг­лубление земной поверхности, по дну которого постоянно течет река. Объяснить, используя таблицу, что речная до­лина образуется в результате деятельности текучих вод в течение тысячелетий.

 

  1. Части речной долины:

     русло— углубление, выработанное постоянным водотоком, в речной долине, по которому постоянно течет вода;

      пойма — часть речной долины, заливаемая водой ежегодно только во время половодий;

      речная терраса — остатки древнего ложа реки от того вре­мени, когда река текла на более высоком уровне, представляют собой горизонтальные или слабонаклоненные в сторону русла поверхности;

      коренные берега — часть междуречного пространства, гра­ничащая непосредственно с речной долиной и возвышающаяся над ней. На коренных берегах отсутствуют речные наносы.

( Работая с учебником, учащиеся могут провести срав­нение равнинных и горных рек. Результаты работы оформ­ляются в виде таблицы, задание выполняется на усмотре­ние учителя).

      Сравнение горных и равнинных рек.

 

Черты сходства   

    Черты  различия

 

 (Формируя понятие «речная система», учитель во  вре­мя объяснения использует таблицу «Речная система» или рисунок 58 на с. 89, § 30.)

Исток. Задать ученикам вопрос: «А почему исток на­звали истоком, а не иначе? Подберите однокоренные сло­ва. «Истекает, вытекает».

 

       Исток — место, где начинается река. Существуют различ­ные истоки реки. Предложить назвать возможные истоки рек, и реки, берущие из них свое начало.

Родники — Волга, болота — Днепр, ледники — Терек, Ку­бань, озера — Ангара — из Байкала, Нева — из Ладожского озе­ра. По ходу течения река принимает в себя различные реки, реч­ки, ручьи, которые называются притоками, т. е. все втекающие в реку водные потоки называют притоками. Различают правые и левые притоки.

Можно рассказать учащимся о том, что притоки быва­ют 

    первого порядка — те, которые впадают в главную ре­ку,

   второго порядка, те которые впадают в приток первого порядка, третьего порядка и т. д.

Определить, какого порядка будет приток Волги река Ока. Как определить правый это или левый приток?

Нужно встать спиной к истоку реки и с правой стороны будут правые притоки, а с левой — левые. Притоки впада­ют в главную реку а она впадает в озеро, море или океан. Место впадения реки в другой водоем называется устьем.

Предложить учащимся найти устья рек Волги, Аму-дарьи, Свири, Северной Двины, Енисея, Ангары, Оби, Ни­ла, Амазонки, Амура, Оки, Белой.

   Ученики делают вывод, что речная система — это ре­ка со всеми притоками.

Определить, к какой речной системе относится мест­ная река, каким притоком она является, или это главная река, где у неё исток, что является устьем.

Формирование понятий «бассейн реки и водораздел» провести по рисунку 58 на с. 89, § 30.

      Бассейн реки — территория, с которой стекают в главную реку поверхностные и подземные воды (на контурной карте наносится граница бассейна реки Оби).

     Водораздел — это граница между бассейнами рек. От этой линии сток идет в разные водосборные бассейны. Например, Уральские горы — природный водораздел между бассейнами рек Волги и Оби.

Используя схемы образования порога и водопада, сформиро­вать данные понятия.

     Пороги — выходы в русле реки трудноразмываемых пород.

     Водопад — падение водного потока с уступа, пересыхающего русло реки. Уступы образуются твердыми скальными породами.

  Учащиеся находят на карте наиболее известные водопа­ды: в. Виктория (120 м) в Африке; самый высокий на. Земле водопад Анхель в Южной Америке (высота 1054 м); Ниа­гарский — один из самых мощных на Земле, в Северной Америке (высота — 51 м), знаменит еще и тем, что вода по­степенно подтачивает ступень, с которой падает, и водопад отступает вверх по течению реки со скоростью до 1 м в год. Если ступень достигнет озера, откуда вытекает река Ниага­ра, на которой находится водопад, то озеро Эри перестанет существовать, т. к. произойдет спуск воды этого озера.

 

* Формулируя понятия «питание реки», «режим», «по­ловодье», «паводок», «межень», учитель делает вывод, что полноводность реки зависит от количества воды, кото­рую река собирает в бассейн.

Вода в бассейн реки поступает от таяния снега, ледни­ков, дождевых и подземных вод, если в бассейне реки пре­кратится выпадение дождей и снега, таяние ледников, ре­ка со всеми притоками пересохнет. Жизнь реки зависит от источников питания.

Учащиеся записывают типы питания рек: реки сме­шанного питания (С); реки ледникового питания (Л); реки с подземным питанием (П) (районы, где очень мало выпа­дает осадков — реки пустынь и полупустынь); реки с дож­девым питанием (Д) (районы, где выпадает много дождей летом или в течение года (реки экваториального пояса — осадки выпадают практически круглый год (7—9 месяцев в году) — Амазонка, Конго; реки умеренного или тропиче­ского поясов, с муссонным типом климата, т. е. осадки выпадают летом — Амур, Хуанхэ, Янцзы и т. д.).

(С) — смешанное питание, (Л) — ледниковое питание, (П) — подземное питание, (Д) — дождевое питание.

   Показать учащимся на примере реки своей местности, что все реки имеют смешанный тип питания. Наивысший уровень воды в этих реках (половодье) приходится на ве­сенний период в результате таяния снега. Самый низкий уровень воды в реке приходится на зиму, но бывает, что в летний период также бывает очень низкий уровень воды (межень) — это происходит тогда, когда в летний период выпадает очень мало дождей, и длительный период стоит жаркая погода, тогда уменьшается и уровень подземных вод, которые питают реку. Иногда летом в течение дли­тельного периода выпадает большое количество осадков, вода не успевает просочиться в почву, т. е. пополнить запас

подземных вод, вода стекает сразу в реку, уровень поды в реке резко поднимается — это паводок. Случайный паводок может быть в любом месяце лета, но только летом.

 

- В беседе о хозяйственной  роли рек и их охране  ребята сами называют примеры. 

 

III.Закрепление полученных знаний.

      Задание. Составьте кроссворд,, используя слова: русло, бассейн, приток, пойма. По вертикали должно получиться слово «река».

 

IV.Домашнее задание.

 

Новые понятия и определения из § 30.Прочитать текст, на контурную карту нанести географические объекты, называемые  в ходе урока.

 

  Итог урока:

- подводится итог урока, выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Комментирование домашнего задания.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".